Купечество

Купечество

«Расступись, тайга, Прохор Громов идет!» — так заявляет о себе главный герой сериала, купец в третьем поколении.
Купечество в сериале «Угрюм-река» — главная действующая сила, покоряющая сибирскую природу, подчиняющая себе людей, действующая активно и даже яростно для достижения своих целей.
Что это были за характеры, так впечатлившие автора романа «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова, и теперь, спустя сто лет, столь же интересные и нам?
Прохор Громов
Прохор Громов, купец, золотопромышленник, преобразователь Сибири. Внук разбойника Данилы Громова и сын Петра Громова. Яркий, страстный, необузданный, не знающий слова «нет».
В начале истории — еще совсем молодой человек, не чуждый романтических порывов и мечтаний. В конце — откровенно жестокий и циничный.
В 18 лет Прохор влюбляется в Анфису Козыреву, к которой неравнодушен и его отец.
Между соперниками разгорается конфликт.
На Нине Куприяновой Прохор женится ради миллионного приданного, ее он не любит.

Прохор презирает простых смертных, называет их «людишками», а себя считает сверхчеловеком, которому во имя «великой цели» позволено переступать через законы божеские и человеческие.
Может победить всех врагов, кроме себя самого.
Не религиозен, но склонен к мистике, ходит «молиться» к гробу шаманки Синильги и просит ее помочь найти золото.
Юрий
Мороз
Режиссер
Прохор проходит путь от открытого по природе и свободолюбивого человека до монстра. Он безграничен в своих проявлениях и чувствах. Необразованный и неверующий человек, он верит в природное начало — в Синильгу. И земное проявление Синильги ему помогает. Но в какой-то момент Прохор решает, что он выше Синильги и сильнее ее, а когда человек начинает гадить природе, она смывает его.
Петр Громов
Петр Громов — отец Прохора, купец, разбогатевший исключительно благодаря наследству, полученному от разбойника-отца.
Слабый, распущенный, пьяница, самодур.
Без памяти, до потери человеческого облика, влюбляется в Анфису, готов все бросить к ее ногам, предав Марью, с которой прожил всю жизнь.
Бешено ревнует Анфису к сыну — до того, что готов возненавидеть и погубить Прохора, услав его на Угрюм-реку.
В минуты просветления раскаивается и страдает. Но стоит Анфисе поманить пальцем, срывается снова. Роль исполняет Александр Балуев.
Анфиса Козырева
Анфиса Козырева — красавица, роковая женщина, изменившая судьбу отца и сына Громовых.
Была сиротой, бабка-знахарка Клюка увезла ее в уездный город. Там Анфиса была горничной на постоялом дворе. Якшалась с уголовниками. Ей удалось сделать блестящую, в ее положении, партию: вышла замуж за унтер-офицера Дегтярева. Но Дегтярев, желая заработать, чтоб угодить красавице-жене, впутался в уголовную историю. В результате был вынужден бежать. Анфиса считала его погибшим, а себя вдовой, была вынуждена вместе с бабкой вернуться в деревню Медведево, где закрутила роман с отцом и сыном Громовыми одновременно.
Петра Анфиса только использует. А Прохора любит страстно.
Но Прохор еще слишком молод и зависим от отца. Пока Прохор путешествует по Угрюм-реке, она становится любовницей Петра. Но после возвращения Прохора она хранит верность ему одному, а Петра прогоняет с глаз. Однако Прохор бросает ее ради невесты-миллионщицы Нины Куприяновой. В Анфису влюблен также ссыльный революционер Аркадий Шапошников. Роль Анфисы исполняет Юлия Пересильд.
Юрий
Мороз
режиссер
Анфиса — другая, она — раздражитель для всех. Если все жмутся по углам, то она выйдет в центр зала. Это инфернальная женщина, неуравновешенная, пьющая, гулящая. И ей все равно, потому что она вот такая
Нина Куприянова
Нина Куприянова, единственная и любимая дочь купца-миллионщика Якова Куприянова. Выходит замуж за Прохора Громова. Любит, но плохо понимает его, долго и безуспешно пытается перевоспитать. Сначала кажется (и сама себя считает) прекраснодушной идеалисткой: религиозна и благодетельна, строит школу для детей рабочих.
На самом же деле Нина — достойная дочь своего отца, умная, жесткая, а в прагматичности даст фору и своему мужу.
Роль исполняет Софья Эрнст.
Юрий
Мороз
Режиссер
С Ниной происходит трансформация от девочки, которая собирает бабочек, до властной женщины, которая побеждает всех. В переломные моменты всегда основная тяжесть ложится на женские плечи. Мужчина может сойти с ума, покончить с собой, а женщина все равно остается как база, как основа жизни. Поэтому в итоге одну гадину (Прохора) пожирает еще бОльшая гадина — Нина.
Яков Куприянов
Яков Куприянов, купец-миллионер, владелец заводов на Урале. Его родители погибли от рук разбойников на большой дороге.
Умен, вполне образован, но любит прикидываться простецом.
Дочь Нина влюбляется в Прохора Громова, и Яков Назарович дает согласие на их брак. Роль исполняет Роман Мадянов.
Иннокентий Груздев
Иннокентий Филатыч Груздев, купец, крестный Нины Куприяновой. Обязан ее отцу, который когда-то спас его от разорения.
Проныра, балагур, весельчак, не зол, хотя может быть циничен.
Любит и высоко ценит Прохора Громова. Роль исполняет Леонид Окунев.
Марья Громова
Марья Громова — купчиха, мать Прохора, жена Петра Громова. Обожает сына. И Прохор сильно любит мать.
Мужа Марья сначала боится, а потом, когда тот без памяти влюбляется в Анфису, презирает.
Петр Громов страшно бьет жену. Чтобы получить развод и жениться на Анфисе, он обвинят ее в позорной связи с Ильей Сохатых. Роль исполняет Наталья Суркова.
Илья Сохатых
Илья Сохатых — приказчик Петра Громова. Бабник и пошляк, любитель прихвастнуть. Пытается ухаживать за Анфисой
В какой-то момент зарывается настолько, что всерьез верит, что сможет жениться на брошенной мужем хозяйке Марье Громовой.
Роль Ильи исполняет Александр Яценко.

Сибирское
купечество

Базар на Ново-базарной площади Красноярска
Герои и целые семьи, действующие в сериале, — яркие представители сибирского купечества, за экранными образами которых — реальные истории, громкие фамилии.
Были в Сибири и Громовы, и Груздевы, и Куприяновы. Знаком был Вячеслав Шишков и с потомком купцов Матониных, ставших прототипами Петра и Прохора Громовых.
Купец 2-ой гильдии Карнаков В.И., Красноярск, конец 1890
Купец 2-ой гильдии Карнаков В.И., Красноярск, конец 1890
Базар на Ново-базарной площади Красноярска
В.М. Флоринский
попечитель Западно-Сибирского учебного округа.
Купцы задают здесь тон жизни. Всюду они на первом месте, и у губернатора, и у архиерея. Все за ними ухаживают в видах той или иной благостыни, и это дает городу убеждение, что вся сила в купеческих карманах.
Фритьоф Нансен в угловой гостиной дома В.Н. Гадалова
Купечество играло огромную роль в коммерческой и социальной жизни Сибири.
Оно занимало ключевые позиции в торговле, пароходстве, золотодобыче. Первоначальный капитал, как правило, переходил в купеческих семьях по наследству, доставался при удачной женитьбе, наживался службой у других купцов, мелкой торговлей, участием в подрядах и поставках. Многие купцы были выходцами из крестьян, начинали с нуля, нанимаясь на службу к богатым купцам. Встречались и те, кто, как дед Прохора Громова в романе «Угрюм-река», занимался самым настоящим разбоем.
Заготовки пушнины. Енисейская губерния, начало ХХ века.
Всего купцов в Сибири к 1912 году было чуть больше 1100 человек. Представители 20–30 купеческих фамилий занимались крупной торговлей с коренными сибирскими народами в разных районах на севере Сибири. С севера вывозились меха, кость мамонта, рыба, икра, каменная соль, янтарь. И в романе «Угрюм-река» купцы, включая и главного героя Прохора Громова, торговали с тунгусами (так раньше называли эвенков).
Красноярские купцы на Нижегородской ярмарке, 1860-е
В романе, как и в жизни, нередко обманывали доверчивых аборигенов, спаивали их, неоправданно завышали цены на свои товары, за безделицу выменивали дорогие меха.
Заготовки пушнины. Енисейская губерния, начало ХХ века.
Красноярские купцы на Нижегородской ярмарке, 1860-е
Сибирский экспресс. Начало ХХ века
На рубеже XIX и XX веков в Сибири строится железная дорога, и в первые же годы эксплуатации Транссиба добыча золота в Сибири возрастает в пять раз. Открыты более 50 бассейнов с запасами каменного и бурого углей, 80 месторождений различных металлов.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали
Центральная Россия и мир заново открывают для себя эту территорию, а сибирские товары прочно завоевывают свое место на отечественных и зарубежных рынках.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали
Сибирский экспресс. Начало ХХ века
«Еще нетронутые рукой человека груды благородных металлов и самоцветных камней наполняют недра нашей Калифорнии. Сказочные клады залегли в ней почти на каждом шагу, здоровый климат, плодородная почва, дремучие леса, исполинские реки — все соединилось там для обогащения человека...»
Газета «Московские ведомости», 1867 г.

Вот на таком культурно-историческом фоне и разворачиваются действия романа Вячеслава Шишкова, в таких обстоятельствах действуют его герои.
Щеголевы С.Г. и Т.И., красноярская купеческая чета
Среди владельцев крупных капиталов встречались и женщины, занимавшиеся активной предпринимательской деятельностью после смерти своих мужей, а иногда и отдельно от них. По словам известного сначала тюменского, а затем московского купца из крестьян Н.М. Чукмалдина:
«Женщина в Сибири не раба мужчины; она ему товарищ. Умирает муж — не погибает дом и промысел, мужем заведенный. Жена-вдова ведет его дальше с тою же энергией и знанием, какие присущи были мужу».
Особняк купца Громова, Томск
Щеголевы С.Г. и Т.И., красноярская купеческая чета
Так и жена иркутского первой гильдии купца Ивана Громова (однофамильца героя романа) после смерти мужа вела все его дела, включая управление пароходством и золотыми приисками, а пушнина торгового дома «Громова и сыновья» считалась одной из лучших и получила медаль на московской выставке.
Фамилию Громовых Шишков не мог не узнать во время своего пребывания в Сибири.
Особняк купца Громова, Томск
Усадьба купца Н.Д.Бутина в Нерчинске
Главной целью для многих купцов было, конечно, быстрое обогащение любыми средствами,
в том числе — злоупотреблениями в торговле, обманом работников, беспощадной конкуренцией, сокрытием доходов от налогообложения и даже объявлением ложных банкротствах. Все эти методы мы видим и в арсенале Прохора Громова на пике и на закате его купеческой славы.
Усадьба купца Н.Д.Бутина в Нерчинске
Вера Баландина. Фото из фондов Красноярского краеведческого музея
С развитием системы просвещения и благодаря притоку в регион разных людей, как политических ссыльных, с которыми у многих купцов строились близкие отношения, так и квалифицированных инженеров, иностранных специалистов, меняется отношение купечества к образованию, культуре, восприятию своей роли в обществе.
Так Вера Баландина, прототип Нины Куприяновой в романе «Угрюм-река», наследница богатых купеческих родов Матониных, Емельяновых и Баландиных, одной из первых в России получила в Сорбонне звание магистра естественных наук, работала в Институте Пастера.
Вернувшись в 1895 году в Енисейск, продолжила научную деятельность, была крупным предпринимателем и благотворителем.
Вера Баландина. Фото из фондов Красноярского краеведческого музея
Саввиных А.А. золотопромышленник и меценат
Благотворительность Баландиных не была исключением — пожертвования в сотни тысяч и миллионы рублей шли на народное просвещение, здравоохранение, благоустройство городов, развитие печатного дела, организацию музеев, библиотек, театров, научные исследования и экспедиции, персональную помощь нуждающимся поэтам и художникам, на нужды армии и Русской Православной Церкви.
Жертвовали на благотворительность и Матонины, но в романе Шишкова это не нашло отражения.
Саввиных А.А. золотопромышленник и меценат
Покровская церковь. Красноярск
«С одной стороны, благотворительность стимулировалась христианской моралью, а с другой — была неким регулятором социального равновесия, часто неосознанным средством устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения»
Жиров А.А. Старцев А.Д. Историческая энциклопедия Сибири
Покровская церковь. Красноярск
«Жертвование, благотворительность — при всем различии побуждающих к ним причин — являлись искуплением за нажитое богатство»
Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России
Один из первых автомобилей у конторы Знаменского стекольного завода
Конечно же, купечество являлось важнейшим элементом сибирского общества, оказавшим огромное влияние на развитие хозяйственной и культурной жизни Сибири.
И яркие, зачастую — противоречивые, и, как мы видим, невероятно жизненные и правдивые его характеры, описанные в романе Вячеслава Шишкова, способны удивлять читателей и зрителей спустя столетие.
Один из первых автомобилей у конторы Знаменского стекольного завода
В тексте использованы материалы и фотографии из источников: