Тунгусы

Тунгусы

Тунгусы, шаманы и сама природа — важные действующие силы в сериале «Угрюм-река».
Тунгусы знают, где искать золото, шаманы являются проводниками в мир духов. Духи умерших меняют судьбы живых.
Рефрен сериала, важный повторяющийся образ —
обращение главного героя Прохора Громова к духу умершей шаманки Синильги,
гроб которой на высокой сопке притягивает Прохора и на вершине его славы, и в момент его личного краха.
Синильга
Синильга (в переводе — снег) — мифический персонаж, дух злой шаманки.
Синильга является Прохору Громову в переломные моменты его жизни.
С ней Прохор заключают союз, чтобы найти золото и обрести власть. Он то верит в покровительство Синильги, то видит в ней врага, который заманивает и обманывает его. Роль Синильги исполняет Евгения Манджиева.
Юрий
Мороз
режиссер
Синильга олицетворяет природу. Она появляется в лесу, под водой, в замерзшей реке, на качелях. Я хотел, чтобы она была царицей огня, воды, леса. Мы выбрали странный пустой дом, где она встречается с Прохором Громовым. Она прядет. Веретено — это символ времени, нить судьбы, как мы это называли. В этом доме идет снег, что создает мистический ореол вокруг нее.
Шаман Гирманча
Гирманча — тунгусский шаман, предсказывает появление Синильги и грядущие за этим катастрофы. Роль исполняет Нагон Шумаров.
Шаманы считались посредниками между миром людей и миром духов.
С помощью пляски и бубна они погружались в транс, во время которого переносились в мир духов, приносили от них вести.
Тунгусы верили, что духи могут вселяться в людей, животных, жилища, предметы и обращались к шаманам, чтобы их изгнать. Шаманы предсказывали будущее, лечили больных. Костюм шамана сочетал в себе черты его духов-покровителей: анимистические фигурки, бахрома, птичьи перья. Шаманизм до сих пор распространен у современных эвенков — так с 1930-х годов называют тунгусов.
Слово «тунгус» происходит от якутского «тонг» — «мерзлый», «холодный». Название «эвенки» означает «поперек», «поперечный» и свидетельствует о расселении этого сибирского народа «поперек» основных горных хребтов. Тунгусы кочевали по тайге со стадами оленей, занимались охотой и рыболовством. Традиционное жилище — чум конической формы, покрытый оленьими шкурами.
С конца XVI века, когда началось широкое освоение Сибири, тунгусы стали жить бок о бок с выходцами из центральной России.
Для них был установлен ясак — натуральный налог, платили который, главным образом, пушниной.
Пушнину же тунгусы меняли у купцов на хлеб, боеприпасы, порох, одежду, спиртное, чай. Купцы зачастую опаивали тунгусов водкой, обсчитывали и обманывали.
Тунгусы верили, что после смерти душа человека попадает в загробный мир,
а те души, которые не добрались туда из-за неправильных ритуалов погребения, становятся привидениями и злыми духами и насылают порчу, болезни и различные неприятности.
В процессе погребения тело умершего обмазывают кровью свежезарезанного оленя и одевают в лучшие одежды.
Выстраивают специальный помост на четырех столбах высотой около двух метров над землей, на помосте и располагают покойника с его вещами.
Под помостом разводят небольшой огонь, на котором коптят жир и сало оленя, а также варят его мясо, которое делится между всеми и съедается с громкими причитаниями и слезами по умершему.
Потом помост плотно упаковывают шкурами животных, прочно забивают досками, чтобы ни в коем случае до тела не добрались дикие звери и не съели его.
Потом помост плотно упаковывают шкурами животных, прочно забивают досками, чтобы ни в коем случае до тела не добрались дикие звери и не съели его.
По преданиям, если это случится, то разгневанная душа человека никогда не обретет покоя, а все, кто нес покойного на помост, умрут на охоте, разорванные зверями.